Средний танк Т-54

Средний танк Т-54 был создан на базе среднего танка Т-44 в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством А.А. Морозова в 1946 г. и в процессе разработки имел обозначение "Объект 137". В 1950 году танк был принят на вооружение под наименованием "Т-54 образца 1946 года". Серийное производство было организовано в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. В ходе производства проводилась модернизация танка без изменения его марки. Танк разработан по классической схеме компоновки с традиционным размещением экипажа в башне: слева от пушки находились командир танка и наводчик, справа - заряжающий. Поперечное расположение двигателя в кормовой части корпуса позволило за счет сокращения длины моторно-трансмиссионного отделения увеличить размеры боевого отделения и впервые установить на среднем танке 100-мм пушку. В отличие от предшествующих танков при монтаже пушка заводилась дульным срезом вперед в амбразуру башни, наклоненной в сторону носовой части корпуса, поэтому амбразура имела небольшую ширину (400 мм). Это улучшало защищенность лобовой части башни, однако несколько усложняло замену пушки в войсковых условиях. Благодаря принятой схеме общей компоновки башню удалось сместить в сторону кормы танка и расположить на подбашенном листе корпуса люк механика-водителя. Это дало возможность значительно усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия люка в верхнем лобовом листе, толщина которого была увеличена до 120 мм при угле наклона 60 градусов. В то же время смещение люка механика-водителя влево от продольной оси корпуса потребовало от водителей определенных навыков вождения при преодолении ограниченных проходов. Первоначально полусферическая литая башня имела в нижней части по всему периметру "заман" (обратный скос), который представлял ослабленную зону броневой защиты и поэтому был устранен на последующих выпусках танков при модернизации. Повышение защищенности танка при заданном ограничении массы в 36 тонн было достигнуто, кроме того, плотной компоновкой агрегатов и систем. Вооружение танка включало 100-мм нарезную пушку Д-10Т, спаренную с пулеметом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект пушки составлял 34 выстрела с осколочными и бронебойными снарядами. Бронебойный снаряд на дальности 2000 м пробивал вертикально расположенную броню толщиной 155 мм. Конструкция пушки оказалась настолько удачной, что без особых изменений она свыше 40 лет состояла на вооружении серийных модификаций танков Т-54 и Т-55. Установленный в танке двигатель В-54 являлся дальнейшим развитием конструкции дизеля типа В-2. Запас хода танка составлял 330 км при возимом запасе топлива 730 л. Механическая трансмиссия на танках первых выпусков состояла из входного редуктора (гитары) с принудительной смазкой и стальным картером, многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными синхронизаторами, механизма поворота и простых однорядных бортовых редукторов. В качестве механизма поворота были применены двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивающие получение двух расчетных радиусов поворота, а также возможность кратковременного увеличения силы тяги при прямолинейном движении без переключения передач за счет одновременного перевода рычагов управления в первое положение. Подвеска танка индивидуальная, торсионная с лопастными гидроамортизаторами на передних и задних узлах. Этот тип гидроамортизаторов, впервые примененный в отечественном танкостроении на танке Т-54, используется и до настоящего времени. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром, имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом и развитые грунтозацепы, первоначально была шириной 500 мм. В танке была применена углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования, а снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47. Танк разрабатывался без учета возможности движения под водой. Модернизация Т-54 При модернизации на танк Т-54 были установлены новая башня, не имевшая обратных скосов по нижнему периметру, и один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Телескопический прицел наводчика ТШ-20 был заменен на прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением. Кроме того, с 1951 г. на танке были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм и изменена конструкция гитары. Для сохранения заданной предельной массы для среднего танка толщина верхнего лобового листа корпуса была уменьшена со 120 до 100 мм. Максимальная толщина лобовой части башни (200 мм) и бортовых листов корпуса (80 мм) остались неизменными. На базе танка Т-54 были созданы командирский танк Т-54К и огнеметный танк ТО-54. Командирский танк был разработан в 1954 г. и принят на вооружение в 1958 г. Он отличался от линейного танка наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата для питания потребителей при длительной работе на стоянке. Курсовой пулемет СГМТ был сохранен. С использованием узлов и агрегатов танка Т-54 были разработаны и серийно производились самоходные установки СУ-122 и ЗСУ-57-2, мостоукладчик МТУ, бронетягач БТС-2 и самоходный кран СПК-12Г. Часть танков была приспособлена для навешивания минного каткового трала ПТ-54, танкового бульдозера БТУ, снегоочистителя СТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54. Танк Т-54 имел две модификации - Т-54А и Т-54Б. Экспорт танка Т-54 и его модификаций осуществлялся в 39 стран мира.Средний танк Т-54А Средний танк Т-54А был разработан в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством Л.Н. Карцева и принят на вооружение в 1955 г. Серийное производство осуществлялось с 1955 г. по 1957 г. в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. Впервые в советском танкостроении на серийном танке устанавливалась пушка Д-10ТГ со стабилизатором в вертикальной плоскости СТП-1 "Горизонт" и эжектором для продувки ствола от пороховых газов после выстрела. Эти технические решения послужили началом большой работы конструкторов в этой области и в конце первого послевоенного периода все танки, состоявшие на вооружении Советской Армии, имели двухплоскостной стабилизатор пушки для ведения прицельной стрельбы с ходу и эжектор для снижения загазованности боевого отделения. В силовой установке появился ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы двигателя. Для механика-водителя был введен инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, принятый на вооружение в 1951 г. В качестве средств связи использовались радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120. На базе Т-54А был создан командирский танк Т-54АК, который был принят на вооружение в 1958 г. Он состоял в серийном производстве и отличался от линейного танка установкой дополнительной радиостанции Р-112 у командира машины и зарядного агрегата в отделении управления. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена.Средний танк Т-54Б Средний танк Т-54Б был разработан в Нижнем Тагиле конструкторским бюро во главе с Л.Н. Карцевым. На вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 11.09.1956 г. Серийное производство было организовано с 1957 г. по 1959 г. в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. В качестве основного вооружения использовалась пушка Д-10Т2С со стабилизатором СТП-2 "Циклон" в двух плоскостях наведения. В боекомплект пушки, кроме осколочно-фугасных выстрелов, входили выстрелы с бронебойно-подкалиберными и бронебойно-кумулятивными снарядами. Были введены: инфракрасные ночной прицел наводчика ТПН и ночной прибор командира ТКН-1, вращающийся полик боевого отделения, улучшавший условия работы членов экипажа в башне, новая конструкция механизма поворота башни. Танк был оснащен инфракрасными прожекторами: Л-2, смонтированным на орудийной маске и ОУ-З на командирской башенке. В топливную систему был добавлен третий наружный бак, всвязи с чем, запас возимого топлива возрос до 1212 л, а запас хода танка - до 430 км. На серийном отечественном танке впервые было установлено оборудование для подводного вождения (ОПВТ), позволявшее преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м. Ограничение времени движения под водой было вызвано опасностью перегрева двигателя, так как при установке ОПВТ герметизировалась крыша моторно-трансмиссионного отделения. Часть танков была приспособлена для работы с минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М. На базе Т-54Б был создан командирский танк Т-54БК, принятый на вооружение в 1958 г. Он отличался от линейного танка установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112, навигационного оборудования и зарядного агрегата АБ-1-П/30. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена.Средний танк ТО-54 Огнеметный танк ТО-54 был разработан на базе танка Т-54 в 1952 г. конструкторским бюро во главе с А.А. Морозовым в Харькове и имел обозначение "Объект 481". На вооружение танк был принят в 1954 г. От базовой машины он отличался установкой автоматического огнемета порохового действия АТО-1 вместо спаренного с пушкой пулемета. Прицельное огнеметание производилось с места с помощью штатного прицела пушки на дальностях до 160 м. Автоматическая перезарядка позволила довести скорострельность огнемета до 20 выстрелов в минуту. Емкость огнеметного выстрела была равна 20 л. Для огнеметания применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка - загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огнеметного выстрела достигала градусов. Бак для огнесмеси емкостью 460 л был установлен в носовой части корпуса вместо боеукладки. В подбашенном листе над баком с огнесмесью был сделан люк для заправки, а в днище под ним - люк для слива огнесмеси. При выстреле огнемета срабатывал пороховой патрон и под действием пороховых газов поршень перемещался внутри цилиндра огнемета, выбрасывая огнесмесь, которая в момент вылета из насадки воспламенялась с помощью системы пиротехнического зажигания. Заполнение цилиндра огнесмесью производилось сжатым воздухом. Боекомплект танка составлял 19 выстрелов к пушке, 20 огневых выстрелов к огнемету, 1500 патронов к курсовому пулемету и 200 патронов к зенитному пулемету. Остальные боевые и технические характеристики были такими же, как у танка Т-54.Средний танк Т-54M Средний танк Т-54М являлся модернизированным вариантом танка Т-54. Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 18.03.1977 г. и выпускался заводами капитального ремонта. Модернизированный танк отличался применением агрегатов, систем и приборов, разработанных для танка Т-55. К ним относились 100-мм нарезная пушка Д-10-Т2С с боекомплектом 43 выстрела, стабилизатор вооружения "Циклон"М, лазерный дальномер КДТ-1, прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания, ночные ИК-приборы командира и наводчика, два пулемета ПКТ с боекомплектом 3500 патронов и зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. Кроме того, в танке устанавливался двигатель В-55 или В-55В мощностью 426 кВт (580 л.с.), а также системы ПАЗ, ППО и ТДА. Все танки были приспособлены для навешивания минного трала КМТ-4 или КМТ-6. Боевая масса модернизированной машины возросла до 36,5 т. На базе Т-54М выпускался командирский танк Т-54МК. Он отличался от базового установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112, зарядного агрегата и ТНА-4. Вариант танка Т-54А, прошедший аналогичную модернизацию, назывался Т-54АМ.Основные тактико-технические характеристики среднего танка Т-54 образца 1949 годаМасса, т35,5Экипаж, чел.4Габаритные размеры, мм:Длина9000Ширина3270Высота2400Клиренс425Вооружение100-мм пушка Д-10Т2х7,62-мм пулеметаСГМТБоекомплект34 выстрелов3500х7,62-мм патронов200х12,7-мм патроновБроневая защита, мм:Лоб корпуса100Башня200Мощность двигателя, л.с.520Скорость максимальная, км/ч50Запас хода по шоссе, км330Преодолеваемые препятствия:высота стенки, м0,8ширина рва, м2,85глубина брода, м1,4подъем, град.32Источник :
20:43 25.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интересное

Средний танк Т-54

Средний танк Т-54 был создан на базе среднего танка Т-44 в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под ру...

Болезни обмена веществ.

Болезни обмена веществ.Для организма обмен веществ это главный механизм работы обеспечивающий нормал...

Аренда бокса на крышу автомобиля – нужда или беспо

«Все свое ношу с собой» – любому известно это крылатое изречение, пришедшее к нам еще с эпохи величе...

Нумизматика и бонистика. Насколько выгодно?

Становление нумизматического рынка в России произошло еще 20 лет обратно. За это время существенно в...

Производственные насосы находим проверенного произ

Ни один завод не сможет обойтись без покупки промышленных насосов. Предназначены такие приспособлени...

Что такое дота

Дота или DotA Allstars - это самая популярная кастум карта для Warcraft"а 3 The Frozen Throne.Д...

Как влияет на вкус вина море?

Бутылки вина, поднятые с морского дна после кораблекрушений, часто продают за «бешеные де...

Вкусные рецепты: Салат с курицей, яблоком, сельдер

Салат с курицей, яблоком, сельдереем и грецкими орехамиЯблоко очистить от кожицы и семян, перчик тож...

О чем говорить с маленьким ребенком? Полезные темы

Как только женщина узнала, что внутри нее зародилась крошечная жизнь, она может быть уверена в том, ...

Виллем Кальф, «Натюрморт с оружием». А только ли с

Виллем Кальф (нидерл. Willem Kalf, 1619, Роттердам – 31 июля 1693, Амстердам) – один из самых извест...



Новости развития информационнного портала:

Наш интернет портал сделан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-портал удобным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем интернет портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла расходовать большое количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.