«Побег из Шоушенка». История создания: в чем секрет невероятного успеха?

Несмотря на то, что никто не рассчитывал на большие успехи в прокате, «Побег из Шоушенка» весьма удачно прошел предварительные показы. Критики в большинстве своем были в восторге, кое-кто заочно присудил ленте статус лучшей в году, когда другие усмотрели в ней чрезмерную дозу сентиментальности, сравнивая предсказуемый хэппи-энд с большим мотком липкой сахарной ваты. Вот почему, когда в сентябре 1994 года состоялась премьера, ожидания были высоки.

Традиция предписывает создателям фильма колесить в ночь премьеры из кинотеатра в кинотеатр, пытаясь тайком прочувствовать, смеются ли, плачут ли зрители в нужных моментах. Глоцер и Дарабонт отправились в один из самых крутых кинотеатров Лос-Анджелеса на бульваре Сансет. Однако зал на 900 мест пустовал, в чем, по мнению Глоцер, виновата была дурная рецензия Los Angeles Times. Отчаявшиеся авторы буквально зажали в углу каких-то двух девиц и продали им два билета с тем условием, что ежели «Побег из Шоушенка» им не понравится, то студия вернет им деньги.

Фриман считал, что в неудаче на старте было виновато название фильма. Его попросту не могли запомнить или выговорить правильно, а сарафанное радио — чуть ли не половина успеха в эпоху отсутствующего Интернета. И если даже кто-то и обладал хорошей памятью, то ему, прежде всего, запомнились две другие феноменально успешные картины 1994 года — «Криминальное чтиво» и «Форрест Гамп». Оба фильма внезапно стали культурным феноменом, объектом цитирования, пародирования и обсуждения, в то время как показы «Побега из Шоушенка» проходили в полупустых кинозалах.

Однако вскоре дела для ленты Дарабонта улучшились. Во-первых, на нее посыпались номинации, и хотя на Оскаре победу отпраздновал «Форрест Гамп», тюремная драма, повторно выпущенная в прокат, сумела несколько повысить финансовые показатели. Дополнительный доход принесла и версия фильма, вышедшая вскоре на видео. Более того, именно «Побег из Шоушенка», а не Земекис или Тарантино, стал самым популярным и спрашиваемым наименованием года в американских видеопрокатах. Воистину, никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

В начале девяностых один из пионеров американского телевидения, Тед Тернер, отчаянно разыскивал «качественный медийный продукт», дабы раскрутить свою новейшую телесеть TNT. Ему уже принадлежали права на всю фильмотеку MGM по 1948 год включительно, однако одних замшелых кинофильмов и бесконечных ток-шоу было явно недостаточно для привлечения массовой аудитории. Поэтому Тернер в целях расширения репертуара выкупает акции кинокомпании Castle Rock Entertainment, названной так в честь вымышленного города из произведений Стивена Кинга. Теперь, когда и производство, и дистрибуция находились под одной крышей, сеть TNT была готова к жестокой конкуренции, и первым делом Тернер покупает для показа «Побег из Шоушенка».

Разумеется, спустя двадцать лет уже и не вспомнишь, кто, кому и сколько, но по неофициальным данным «Побег из Шоушенка» достался новому владельцу за сущие копейки. Собственно, по словам Дарабонта, подобная схема включалась изначально в контракт, ибо все фильмы, производимые Castle Rock в тот период, автоматически становились собственностью телевизионной сети TNT с неограниченным количеством показов в год. Премьера ленты на ТВ состоялась в июне 1997 года, и с тех пор экранизация кинговской повести прочно осела в сетке телепрограмм. Как говорил Фриман: «Бывало, включишь телек, а там идет наш фильм… и так раз за разом».

Именно голубые экраны окончательно сплотили «Побег из Шоушенка» и аудиторию, создав поистине магический эффект. Иные картины, как весенняя трава, всходят за пару дней и уже через месяц имеют пожухлый и безжизненный вид, тогда как «Побег», подобно дубу, прорастал в сердцах зрителей долгие годы.

Дарабонт и компания снимали фильм для мужчин, с этим не поспоришь. В кадре всего две актрисы, если не считать таковыми многочисленные плакаты Риты Хэйворт, Мэрилин Монро и Рэкел Уэлч, коим в сценарии досталось ровно 23 слова (восемь из которых — это повторяющееся восклицание «О, Боже!»). Действительно, «Побег из Шоушенка» призван наворачивать слезы у парней, а не у их подружек. Как написал один из пользователей Твиттера: «У каждого мужика раз в году есть право разрыдаться, как девчонке, и сегодня настал мой час, потому что по телеку будут показывать «Шоушенк». На самом деле, в картине есть пара-тройка душещипательных моментов, в том числе сцена самоубийства Брукса или эпизод, в котором Энди устраивает своим коллегам краткий экскурс в оперу.

Вот и вся правда — перед нами редчайший образчик жанра, сентиментальное кино для мужчин. Или, как сказал Тим Роббинс — «фильм о мужской дружбе без автомобильных погонь и двусмысленных подтекстов». Экранные отношения Энди и Рэда, взращиваемые годами, странным образом отражают столь же длительный процесс «воспитания любви» зрителей к фильму. Стивен Спилберг как-то назвал «Побег» своим «фильмом-жвачкой»: если уж наткнулся, переключая каналы, то будешь досматривать до самого конца.

«Эта замечательная жизнь» и «Волшебник страны Оз», легендарная классика Голливуда и, согласно статистике, чаще всего просматриваемые американцами фильмы за всю историю, по сути, добирались до своего зрителя теми же странными путями. Обе картины стали кассовыми разочарованиями для создателей, но сумели оправдать вложенные деньги на телевидении. Точно так же «Побег из Шоушенка» разошелся на цитаты, одна из которых — «Get busy living or get busy dying» — вдохновила всех и вся, от поэтов-песенников до дизайнеров футболок и татуировщиков.

Издание Variety на момент кинопремьеры обозвало «Побег из Шоушенка» «необработанным алмазом», и фильму действительно понадобилось давление (множественные просмотры) и время (два десятилетия), чтобы стать кинематографическим бриллиантом.

«Мне кажется, что лента так важна для наших зрителей еще потому, что она отвечает на многие вопросы, так или иначе связанные с их жизнью, — говорит Тим Роббинс. — Ведь неважно, где именно находится ваша „тюрьма“. Может, это нелюбимая работа, или отсутствие взаимопонимания в семье. Вашим надзирателем может быть босс или супруг/супруга, но нужно верить, что где-то есть островок свободы, условные теплый пляж и океанская волна. Какой-то внутренний или внешний идеал, к коему надо стремиться и обязательно достичь. Хотя, разумеется, в иных случаях на это уходят целые годы и даже десятилетия».


22:51 23.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Познавательное

Пиломатериалы в строительстве

Пиломатериалы изготавливаются из различных пород древесины с использованием специального ...

Особенности породы мопс

Наверное, в мире нет такого человека, которого оставит равнодушным забавный пучеглазый малыш породы ...

Вкусные рецепты: На здоровье, Пирожное " Брус

На здоровье1. Капусту шинкуем 2. Чернослив, изюм и курагу промываем горячей водой, просушиваем бумаж...

Как создать «горячий» образ без компромиссов?

Знаете ли вы о том, что каждый день можете создавать естественные, эффектные образы и при этом ...

Вкусные рецепты: Блинчики "Любовное гнездышко

Блинчики "Любовное гнездышко"1. Смешиваем продукты для блинчиков, добавляем цитрусовые, ликер и взби...

Где живут бакланы? Байкало-Иркутские зарисовки

Помню тот день, когда я впервые обратил внимание на этих грациозных птиц. Шел я по старому, давно уж...

Вкусные рецепты: Куриный суп с клецками, Кабачково

Куриный суп с клецкамиСыр потереть на мелкой терке. Сливочное масло растереть с сыром, мукой и солью...

Как защищали и снабжали Ленинград в 1941-1942 года

Осенью 1941 года немцам не удалось замкнуть кольцо окружения Ленинграда: немецкие и финские войска б...

Известняковый щебень

В современном строительстве невозможно обойтись без сыпучих материалов. К ним относятся щебень и пес...

Музпарад Победы - 1: как лирические песни «Катюша»

До чего же удивительными бывают судьбы песен! Особенно тех, которые попадают в горнило истории ...



Развивая портал:

Наш интернет портал сделан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-портал удобным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем интернет портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла расходовать большое количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.