«Весна Священная». Как показали языческую Русь Стравинский, Рерих и Нижинский?

В Международный день танца можно вспомнить и об одном, едва ли не самом знаменитом русском балете – «Весне священной» Игоря Стравинского. Парижская публика пришла посмотреть красивый русский балет, каким она его всегда знала и любила. И вдруг увидела нечто, выходящее за все известные рамки.

Летит еще в космосе американский корабль «Вояджер». Несет он записи музыки. И наряду с музыкой И. С. Баха на борту космического корабля находится запись музыки балета Игоря Стравинского «Весна Священная».

А на Земле, в швейцарском городке Кларанс, есть улица со странным названием — Улица Священной Весны. То, что улица в городе на берегу Женевского озера названа по имени русского балета — нимало не удивляет. Например, апартаменты «Монтрё-Палас» по соседству названы в честь В. Набокова, который там прожил последние 17 лет жизни. Даже может показаться странным, что там нет улицы Скрипичного концерта (который писался там же, но раньше, и Чайковским).

Таков там небольшой кусочек «русской Швейцарии», и все же приятно, что есть целая улица, названная в честь знаменитого русского балета.

Идея этого балета родилась еще в Петербурге, и сам Игорь Стравинский вспоминал:

«…возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой „Весны священной“. Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе. В Париже я рассказал о своем замысле Дягилеву, который сразу же им увлекся».

Интерес к дохристианской культуре в Европе проявился уже в эпоху романтизма. В России эта тема тоже всегда присутствовала («Руслан и Людмила», «Снегурочка»), наибольший же интерес к языческой Руси проявился наиболее сильно в предреволюционное время. Тем более интересен союз двух сценаристов балета: Игоря Стравинского и Николая Рериха.

Воскрешение образов языческой Руси, подчинение жизни обрядовости, ритуалам, связанным с календарным кругом, ожидание весеннего воскрешения природы — основная тема балета. Сюжета же в строгом понимании в балете нет: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».

Но действующие лица есть: это Старейший-мудрейший, Избранная, Бесноватая, старцы, юноши, девушки, и сам танец, точнее — пляс. Танец-пляс как главное действующее лицо. Есть и структура: последовательно идут сцены — Весенние гадания. Пляски щеголих, Игра умыкания, Шествие Старейшего-Мудрейшего, Поцелуй земли, Выплясывание земли, Тайные игры девушек, Величание избранной, Взывание к праотцам, Действо старцев, Великая священная пляска.

Обращение к первозданному, «доисторическому», к языческому, к стихийному, но заключенному в строгие и жесткие обрядовые рамки, требовало и новой музыки, и новой хореографии. Первобытный пляс, желание не воспарить, а втоптаться в землю — главный образ балета. Скованные, подчеркнуто неуклюжие, угловатые движения танцоров, локти к телу, носки вовнутрь — сама архаика движений были невероятным новшеством.

В 1913 году на первом представлении в Париже балет ждал провал и скандал. Точнее, триумф-провал. Публика свистела и бесновалась.

«Зал сыграл ту роль, какую ему надлежало сыграть: он мгновенно взбунтовался. Публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла и, возможно, со временем устала бы, но толпа эстетов и кое-какие музыканты в непомерном рвении принялись оскорблять и задевать публику в ложах. Шум перешел в рукопашную», — писал знаменитый французский поэт Жан Кокто, присутствовавший на премьере.

Парижские острословы, шокированные увиденным, не преминули переименовать французское название балета: «Le Sacre du printemps» (Весна Священная) стало «Le Massacre du printemps» — «Избиение весны».

Публику можно понять. Она пришла посмотреть красивый русский балет, каким она его всегда знала и любила. И вдруг увидела нечто, выходящее за все известные рамки. И это еще в целомудренной постановке Нижинского и вполне «цивильных» костюмах Рериха. Пресыщенная парижская публика 100 лет назад отказалась воспринимать все новшества. В наше время пресыщенная публика спокойно воспринимает все, что угодно. Голые танцоры в «Весне» — это уже банальность, посмотрим, что дальше.

Это скандальное представление реконструировано в известном фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский» 2009 года. Через 30 лет музыка «Весны священной» наряду со «Щелкунчиком» Чайковского вошла в классический полнометражный музыкальный мультипликационный фильм «Фантазия» Уолта Диснея — она вошла в ту часть, которая рисовала предысторию человечества, предшествующую исчезновению динозавров. Еще через 40 лет музыка полетела в космос.

А в 2013 году во Франции и России были празднества, посвященные 100-летию первого представления в Париже.

Иногда пишут, что модернизм родился с «Весны священной». Преувеличение, конечно. Но то, что все три «русских балета» Стравинского повлияли на весь ход европейской культуры — несомненно. Все стереотипы были разрушены — и в музыке, и в хореографии. А этим балетом, как вершиной, завершился «русский период» творчества Игоря Стравинского.

А через год после премьеры разразилась Первая мировая. Человечество уже начало приносить свою страшную жертву, без всякой надежды на обновление и возрождение. И язык искусства окончательно перестал быть «красивым».

Найдите как-нибудь время, послушайте хотя бы Вступление с его «языческой свирелью» или посмотрите сцену «Выплясывание земли» с ее мощной энергией.


02:58 11.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Познавательное

Вкусные рецепты: Осьминог под винигретом- Pulpo a

Осьминог под винигретом- Pulpo a la vinagretaосьминога легче купить готового- нарезанного, заморожен...

Творится чудная вещь: чем больше мы отдыхает, тем

Все мы с нетерпением ожидаем начало отпуска. Готовимся к нему, возводим планы. И вот он, наконец, на...

Текстильные обои

Когда-то стены обивали тканью - так появилось слово "обои". Сами обои, в современном поним...

Почему падает спрос на плазменные панели?

Падение покупательского спроса на плазменные телевизоры было отмечено еще в 2010 года. За период с 2...

API (Application Programming Interface), Web 2.0

Один из инструментов значительно упрощающих создание веб-приложений — это, получившие сейчас широкое...

Декор маленькой ванной комнаты

Главная задача декора в маленькой ванной - сделать это помещение зрительно более просторным. Посмотр...

Тамада на свадьбе.

Тамада на свадьбе. Нужен или нет?Хотя многие считают, что тамада на свадьбе не нужен, практика показ...

Вкусные рецепты: Салат "Тусса", Рис с ко

Салат "Тусса"1. С рыбы слить масло, размять немного вилкой. 2. Яйца отварить, порезать. 3. Шампиньон...

Новинка! Трубы для водоснабжения НексТерм

Новые ПП-трубы на российском рынке под брендом "НексТерм" Преимущества полипропиленовых труб NexThe...

Офисные кресла. Как ухаживать? – (Мебель)

Выбрать и купить кресла и стулья в офис – это только половина дела. Если обращаться с любым пр...



Развивая портал:

Наш интернет портал сделан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-портал удобным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем интернет портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла расходовать большое количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.