Что такое кремальера?

Звонкое слово «кремальера» зародилось в средневековой Франции. В наши дни оно обозначает один из механизмов, превращающих вращательное движение в поступательное и наоборот. А еще «кремальерами» называют горные железнодорожные поезда, подняться на которых под самые небеса – незабываемое удовольствие.

Как отмечали новоселье в средневековой Франции? Все, кто участвовал в строительстве, собирались в уже построенном доме для праздничной трапезы.

В то время в каждом доме был очаг-камин. У него грелись, здесь же и еду готовили. Мясо жарили на вертеле или на решетке. Похлебку же варили в котле, который подвешивали над костром. Ясно, что в процессе варки котел должен был опускаться ближе к огню или подниматься повыше, чтобы повар мог без опаски перемешать еду или добавить какие-либо составляющие. Для этого котел подвешивали на металлический стержень с крюком, укрепленный на специальной стойке (une crémaillè). Стойка была снабжена зубцами и несложным устройством, кремальерой (une crémaillère), которое позволяло легким поворотом рукоятки перемещать стержень с подвешенным к нему котлом по вертикали. Котел выше — температура снижается, можно открыть крышку и попробовать, готово ли варево. Котел ниже — температура повышается, варка продолжается. Современная хозяйка для этого поворачивает ручку на газовой или электрической плите. Средневековая повариха — крутила кремальеру.

Закрепление кремальеры было последним действием, которое совершали в доме строители, для того, чтобы дом можно было считать жилым. После этого кремальеру проверяли — на очаге готовили праздничную трапезу.

Поэтому по-французски новоселье называется «la pendaison de crémaillière», буквально, «подвешиванием кремальеры».

Вплоть до 19-го века кремальера была почти в каждом французском доме. Нужный инструмент — распространенное слово. Что это за штука такая, кремальера, знал всякий взрослый француз. Поэтому слово это легко «сбежало» с кухни на механическое производство и на транспорт. Кремальерами стали называть механические реечные передачи. Эти передачи преобразовывали вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки, находившейся с этой шестерней в зацеплении. Или наоборот, перемещая зубчатую рейку туда-сюда, можно было поворачивать шестерню.

Кремальера благополучно дожила до нашего времени. В оптических микроскопах на массивной зубчатой рейке закрепляется объектив. Благодаря этому вращением винта объектив можно перемещать и производить точную настройку резкости. Кремальера для перемещения объектива имеется и в других оптических инструментах: теодолитах и в нивелирах. И в старых фотоаппаратах для студийной съемки была кремальера, управляемая симпатичным штурвальчиком. Вращая этот штурвальчик, фотограф крутил шестеренку, перемещал рейку с закрепленным на ней объективом и настраивал резкость изображения. После чего он просил клиентов улыбнуться, замереть и — але-оп! — на секунду снимал с объектива крышку. Вылетала птичка, и семейная сцена запечатлялась в веках.

В современных станках с программным управлением тоже используются реечные передачи. Благодаря им точно позиционируются рабочий стол, на котором крепится обрабатываемая деталь, и головка с обрабатывающим инструментом. Кремальеры «прописаны» также на кораблях и на подводных лодках, где благодаря им обеспечивается герметичное закрытие люков.

Но чаще всего это слово встречается на горных железных дорогах. По-французски, по-испански, по-каталански и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера». Почему?

Потому что без реечной передачи поезда не смогли бы одолеть крутой подъем и на крутом спуске бы не удержались.

Известно, что сила трения между колесами и рельсами позволяет поезду двигаться только по очень пологим уклонам, до 4 градусов. Если уклон становится круче, давление поезда на рельсы ослабевает. Соответственно, ослабевает сила трения. Колеса поезда станут пробуксовывать. С другой стороны, возникает сила сопротивления, которая направлена вниз по склону. Эта сила тянет локомотив и вагоны назад, замедляя движение при подъеме и толкает вперед, ускоряя движение при спуске.

Чтобы увеличить силу сцепления поезда с железнодорожным путем, на помощь обычным рельсам приходят один или два дополнительных рельса, снабженных зубцами. В зацепление с зубцами этих рельсов входят особые зубчатые колеса, устанавливаемые на вагонные оси посередине и приводимые в движение двигателем поезда. Эти-то шестеренки и помогают тащить поезд вверх или же притормаживать его при спуске.

Как ни странно, первая железная дорога с зубчатыми рельсами была проложена в 1812 году в равнином районе западной Англии. Дело в том, что первые железнодорожники не вполне доверяли силе трения и опасались, что колеса локомотива будут проскальзывать, если их не сделать зубчатыми. Первая же горная дорога с использованием зубчатых рельсов была проложена в США в 1868 году в штате Нью Гэмпшир. В Европе первый поезд-кремальера пошел в 1871 году в Швейцарии. Все три упомянутые железные дороги действуют до сих пор, английская дорога — как развлечение по выходным дням и праздникам, а европейская и американская — по ежедневному расписанию.

Строительство железных дорог в горной местности оказалось выгодным. Например, поток туристов в Швейцарию увеличился уже после открытия первой железнодорожной линии.

Да и сейчас стоит проехаться по Швейцарии на горном поезде. Такая поездка очень романтична. Поезд движется не медленно, но и не с курьерской скоростью. За окном сменяются красивейшие пейзажи: лесные массивы, горные виды, ручьи, реки и водопады. Многие поезда имеют прозрачную крышу, чтобы пассажиры могли любоваться окружающими роскошными заснеженными вершинами. А тот, кто заглядывает через стекло в кабину машиниста, видит бегущие под поезд рельсы: два обычных и два зубчатых, проложенных посередине колеи.

С кремальерой-поездом есть возможность познакомиться и в другой горной стране, в Испании. А именно, если оказаться в Барселоне, стоит посвятить один день поездке в монастырь на горе Монсеррат. Это — достопримечательность, демонстрирующая замечательное сочетание природных ландшафтов и результатов человеческих дерзости, веры, труда и упорства. Очень впечатляет!

Есть несколько возможностей добраться до монастыря на горе Монсеррат. Для того, чтобы увидеть в действии поезд-кремальеру, следует сесть в электропоезд на площади Испании (Plaza de España по-испански или Plaça d’Espanya по-каталански), доехать до станции Monistrol, где пересесть на горный поезд. Благодаря третьему, зубчатому, рельсу, проложенного посередине между двумя обычными рельсами, поезд довольно живо взбирается по крутому пути и доставляет туристов прямо на площадь перед входом в монастырь. Стоимость поездки в электричке и на кремальере в один конец составляет 10.75 евро на одного человека. Билет в оба конца стоит 19 евро.


02:36 29.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Читаемые

Ветровки для женщин - практичная одежда для встреч

Настоящая женщина должна оставаться модной и стильной в любом возрасте и в любую погоду. Для того ...

Молодежь Астрахани

Молодежь во всем мире объединяется в отдельные группы, основанные на общих интересах, взглядах на ж...

О чем говорить с маленьким ребенком? Полезные темы

Как только женщина узнала, что внутри нее зародилась крошечная жизнь, она может быть уверена в том, ...

Не дайте няне обижать вашего малыша

Каждому известно, что появление на свет ребенка — это радость. Сколько счастья может подарить малень...

Вкусные рецепты: Тыквенно-апельсиновый суп-крем с

Тыквенно-апельсиновый суп-крем с курицейТыкву, картошку и лук очистить. Тыкву и картошку порезать кр...

Для чего в джинсах пришит маленький карманчик?

Точно невозможно сказать, с какого периода в моде стали джинсы. В разных странах на них энная часть ...

Тактика L4D by CockaiN

Я не считаю, что в L4D нужна такая же серьезная тактическая игра, как например в той же Counter-Stri...

Экономить деньги или не экономить?

Какую ассоциацию вызывает у вас слово «экономить»: издевательство и насилие над собой, и...

Как при строительстве с помощью гидроизоляционных

Осуществляя строительство совершенно любого помещения, будь то помещение общественного назначения, х...

Атаман

За ним готовы были идти детки любого возраста. Иные малыши согласны были поддерживать все идеи данно...



Развивая портал:

Наш интернет портал сделан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-портал удобным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем интернет портале позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла расходовать большое количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.