Андерсену

Много-много лет назад в далеком маленьком королевстве случилась эта история. Узкие улочки Копенгагена еще помнили, как по их мостовым ступал нелепой походкой великий сказочник. Долговязая фигура этого человека возникала то здесь то там, и даже ходили слухи, что Андерсена видели в разных местах одновременно. Как будто он уже при жизни готовился стать духом этого города. А его сказки были лишь репетицией. Словно он примерял на себя не костюм сказочника, но мантию самой Сказки. И с каждой новой историей эта мантия сидела на нем все удачнее, подгоняемая умелой рукой Великого Портного под вычурное телосложение будущего владельца. Достоверно не известно, когда именно Андерсен перестал быть Сказочником и стал самой Сказкой. Некоторые полагают, что это произошло сразу после того, как автор, так и не освоивший грамматики, умер вполне по сказочному, упав со своей кровати и сильно расшибшись. Может так оно и было. А может и не так. Доподлинно известно лишь то, что после своего превращения Андерсен уже никогда не покидал так любимого им королевства. И все подданные знали об этом, и знают по сей день. Поскольку сказки с той поры не прекращались никогда. Чтобы ни случалось…

Немецкие войска вошли в Данию спокойно и даже как-то по-будничному. Жители этой страны, своими шпилями уходящей в небо, не могли и не умели сопротивляться. В одночасье комендатуры расположились рядом с цветочными лавками. И запах тюльпанов был таким настоящим, что, насквозь пронизывая амбиции третьего рейха, казалось, растворял их в воздухе и дарил ветру, который уносил их легкой дымкой за пределы королевства.

Так же по-будничному, новая власть назначила на вечер ближайшей пятницы депортацию из страны всех евреев. Это было удобно. Вечер пятницы – начало Шабата, и евреи не могут далеко уходить. Так что проблем не ожидалось. И все должно было пройти так же тихо и гладко. Под запах тюльпанов. А чтобы все прошло еще тише и проще, не нарушая этой прекрасной безмятежности, комендатура велела всем евреям прикрепить к своей одежде желтые звезды…

Для любого королевства важны традиции. И Дания не исключение. Утренняя королевская прогулка – не только прекрасный пример тому. Это просто красиво. Король на великолепном дворцовом жеребце без охраны и свиты, не торопясь, проезжает по улицам столицы, и подданные снимают шляпы и склоняются в глубоких поклонах и реверансах. И никто не остается без ответного внимания венценосной особы.

В то утро королевская прогулка началась как обычно. Рука короля привычным и плавным движением касалась шляпы в приветственном жесте. И его спокойный и невозмутимый взгляд все так же останавливался на каждом подданном на одно лишь мгновение. Не больше и не меньше. Король был нелицеприятен. Он был настоящий король.

Необычным было лишь то, что на левом лацкане изящного мундира умелой и заботливой рукой королевского портного был пришит шестиугольный лоскут ярко-желтой материи. И этот искусственный тюльпан, казалось, вобрал в себя запахи всех тюльпанов Копенгагена и сам источал невиданный доселе аромат.

Этот аромат чувствовали все подданные. Чувствовали в то самое мгновение, когда на долю секунды замирали перед тем, как совершить привычный поклон или реверанс. Но, встретившись взглядом с королем, они понимали, почему их монарх решил сегодня утром устроить из своей груди цветочную клумбу. А дух Андерсена, шелестя теплым ветром, шептал им, и успокаивал их, и вплетал в бесконечную паутинку своих сказок неведомый аромат нового цветка…

Спустя час желтые тюльпаны красовались на всех лавочках, тавернах, магазинчиках, ателье и парикмахерских… Через несколько часов в королевстве почти не осталось датчан, к груди которых не была бы пришита шестиугольная звезда. Люди оставляли свои дела и шли на прогулку. Шли не торопясь, здороваясь со встречными и ведя неспешные беседы ни о чем. Да просто мило болтая. Это была поистине королевская прогулка…

В комендатурах началась суматоха. Никто не понимал, что нужно делать, и как теперь найти «законных» владельцев желтых звезд. Начались массовые и поголовные аресты. Но арестовать все королевство было невозможно. Это продолжалось трое суток. И за эти трое суток датчане переправили в соседнюю Швецию больше семи тысяч евреев. То есть всех евреев, которые были в Дании. Всех. До одного. Кроме тех, которых успели арестовать во время массовых акций. И не только переправили, а еще успели собрать денег для каждого из них на жилье, питание, лечение, учебу… А тем, кого успели арестовать, дали возможность выжить в еврейском гетто Терезин…

Мне кажется, что шестиконечная желтая звезда волшебными нитями нашита и на мантии Великого Андерсена. На мантии самой Сказки. И от этого мантия выглядит еще более великолепно. И я верю, что она укроет меня не только в Дании, но и здесь. Даже тогда, когда у меня возникает желание пришить к своей одежде желтый тюльпан и пойти на королевскую прогулку. Но в ветре снова слышится тихий шепот Андерсена, который успокаивает и говорит, что все будет хорошо. Потому что, с тех пор, как он упал с кровати и умер, став самой Сказкой, в его королевстве уже нет границ. И любой может стать подданным чудесной страны, где круглый год цветут тюльпаны.
http://fjoseph.wordpress.com



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: