Ответственность тренинговых «компаний». Есть ли она?
О теме тренингов уже написано немало и будет написано ещё больше. Можно ли стать успешным бизнесменом за месяц? Можно ли наладить жизнь в семье посредством «умных советов» от знающего и понимающего мастера за малый срок? Можно ли пробудить и развить творческий потенциал в человеке за 10−15 занятий? Какие интригующие вопросы, не правда ли? И таких условных вопросов-проблем — невероятное множество.
Тренинги бывают довольно разнообразными. Вот только несколько примеров: различные бизнес-тренинги (эффективность продаж, мотивация персонала, мотивация руководителей), широкий спектр тренингов лидерства (часто пересекаются с бизнес-тренингами), тренинги женственности и им подобные, тренинги для мужчин, пикап-тренинги и прочее. Выбор, как видно, просто огромен.
Часто о тренингах говорят, что их цель — это обучение или даже некая психологическая помощь. Что же могут дать эти мероприятия посетившему их человеку? Действительно ли обещания успеха и «избавления от всех проблем» так реальны после прохождения курса «обучения»?
Если тренинг есть обучение, то что оно может дать? Например, обучение в вузе даёт знания и навыки по какой-либо определенной профессии и выданный диплом является юридически значимым. Этот диплом есть документ, обосновывающий занятие человека определенными видами деятельности. А какие возможности предоставляет, например, «обучение успешности»?
На заметку: вузы имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, а тренинговые компании (ТК) — нет.
Если же тренинг — это некая форма психологического вмешательства, то можно ли сравнить ТК с практикующим профессиональным психологом? Имеют ли специалисты (так называемые тренеры), работающие в подобных организациях, документы, подтверждающие образование психолога? Если вы посещаете какой-либо тренинг, то попробуйте поинтересоваться образованием обучающего. Интересные вопросы, на которые довольно сложно найти ответы.
Отдельно стоит сравнить применение каких-либо психологических практик (коих множество) при посещении практикующего психолога и ТК. Про некоторые такие практики вполне можно сказать, что их не следует применять при тех или иных обстоятельствах. Что делает психолог, который будет индивидуально работать с пришедшим к нему человеком? Он прежде всего определяет возможность применения тех или иных методик, а уже потом приступает к работе. А как с этим в ТК? Есть ли там отбор вида «можно-нельзя»? Если есть, то имеет ли место индивидуальный, тщательный подход при проверке перед «волшебным курсом индивидуального счастья»?
Тренинги не бесплатны. Иногда цены достигают довольно значительных сумм за одно занятие или курс. Значит, тренинги — это ещё и бизнес. А все ли ТК имеют соответствующее оформление в качестве юридического лица, занимающегося коммерческой деятельностью? Были прецеденты, когда ТК оформлялись как некоммерческие организации, но при этом занимались именно коммерческой деятельностью, что, несомненно, является нарушение законодательства.
Что имеем в сухом остатке? В плане обучения — либо что-то даст, либо результата не будет, то есть 50/50. В плане психологической помощи — часто нет тщательного отбора. В плане налогового законодательства — есть реальные случаи уклонения от налогов.
В плане бизнеса — учитывая, что ничего не производится, но имеет место серьёзный доход при стабильной «аудитории», это довольно выгодно. Стоит ли цитировать труд К. Маркса и Ф. Энгельса «Капитал»?
Так присутствует ответственность со стороны ТК по отношению к государству и людям или нет?..