Как защищали и снабжали Ленинград в 1941-1942 годах?

Осенью 1941 года немцам не удалось замкнуть кольцо окружения Ленинграда: немецкие и финские войска были остановлены и не смогли соединиться. Немцы также не смогли перебросить задействованные под Ленинградом армии под Москву, как предусматривалось планом «Барбаросса». В декабре 1941 года наши войска отбросили немцев от г. Тихвина за реку Волхов. Две крупные наступательные операции советских войск в 1942 году не привели к прорыву блокады Ленинграда по суше.

В октябре 1941 года 7-я армия под командованием К. А. Мерецкова после 3-месячных боёв и отступлений остановила финнов, усиленных немецкими войсками на реке Свирь с восточной стороны Ладожского озера, не дав им соединиться с немецкими войсками и полностью замкнуть кольцо окружения Ленинграда. Планы немецкого командования были сорваны.

Немецкие войска остались под Ленинградом и только усиливались свежими немецкими дивизиями. По плану они должны были взять Ленинград и присоединиться к войскам, наступающим на Москву. Не пропустили финнов с немцами и к Вологде со стороны Онежского озера.

В декабре 1941 года немцы были выбиты из Тихвина, и наши войска полностью очистили железную дорогу Тихвин-Волхов, резко улучшив снабжение города. После этого железнодорожники проложили ветку железной дороги до самого Ладожского озера, и грузы из вагонов стали разгружаться прямо в кузова грузовых автомобилей, которые по льду озера и дальше по автомобильным дорогам доставляли грузы в Ленинград, что позволило значительно повысить нормы питания жителей города и бойцов Ленинградского фронта, а также улучшить снабжение войск оружием и боеприпасами.

С этого момента, остановив немцев и финнов, наши войска пытались отбросить немцев от южного берега Ладожского озера и, таким образом, прорвать блокаду Ленинграда, то есть обеспечить связь города со страной не только через Ладожское озеро, но и по суше.

Ленинград защищали Волховский и Ленинградский фронты. Ленинградский фронт находился в блокаде, Волховский фронт находился с внешней стороны кольца блокады и протянулся на 250 км по реке Волхов, перемалывая бросаемые на Ленинград гитлеровские войска и не давая им возможности соединиться с финляндскими войсками, остановленными севернее реки Свирь. В период с 7 января по 30 апреля 1942 года силами Волховского и 54-й армии Ленинградского фронта была проведена Любанская операция с целью деблокирования Ленинграда, но отбросить немцев от Ладожского озера не удалось.

Всего 16 километров разделяло войска Волховского и Ленинградского фронтов. Чтобы прорвать блокаду, этим войскам надо было встретиться. 19 августа 1942 года войска Ленинградского фронта, а 27 августа войска Волховского фронта при содействии сил Балтийского флота и Ладожской военной флотилии перешли в наступление навстречу друг другу. Началась Синявинская военная операция, которая тоже проводилась с целью деблокирования Ленинграда.

Наши войска были уверены в победе. Мерецков писал: «Предназначенные для наступления войска давали нам на избранном направлении более чем трёхкратное превосходство над противником в живой силе, четырёхкратное — в танках, двухкратное — в артиллерии и миномётах. Так думали мы, не зная о прибытии с юга дивизий Манштейна». Прибыли эти дивизии Манштейна из-под Севастополя для штурма Ленинграда как имеющие опыт в штурме крупного приморского города в течение полугодовой битвы за Севастополь. Но штурмовать Ленинград им не пришлось.

Наступление наших войск сорвало подготовленный новый немецкий штурм Ленинграда. Э. Манштейн написал: «И вот вместо запланированного наступления на Ленинград развернулось сражение южнее Ладожского озера».

Излагая события Синявинской операции, большинство историков приводят её описание Манштейном. Но честно и ясно о ней рассказал не Э. Манштейн, а К. А. Мерецков, который написал об итогах операции следующее: «Основная масса войск закончила выход на восточный берег к рассвету 29 сентября. Остальные подразделения вышли в ночь на 30 сентября. После этого активные боевые действия были прекращены. Наши войска, а также и войска противника возвратились примерно на старые позиции. Артиллерийская дуэль и взаимные налёты авиации как бы по инерции продолжались затем несколько дней, но наступательных действий не предпринималось».

Ни командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков, ни начальник Генерального штаба А. М. Василевский не упоминают об окружении в Синявинской операции немецких или наших войск.

Невская оперативная группа вела бои до 6 октября. Фашистское командование прилагало немало усилий, чтобы сбросить в воду форсировавшие Неву части, но славные воины Ленинградского фронта благодаря мужеству бойцов и бившей через Неву артиллерии сумели удержать за собой два небольших плацдарма.

Таков был конец Синявинской операции. Волховскому и Ленинградскому фронтам не удалось в то время прорвать блокаду Ленинграда. Однако расчёты гитлеровского командования взять штурмом Ленинград потерпели полный крах.

В песне «Волховская застольная» есть строки о Синявинской операции:

Будут навеки в преданьях прославлены Под пулемётной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой.

Потери немецких войск убитыми и пленными составили около 60 тысяч человек, а в технике — 260 самолётов, 200 танков, 600 орудий и миномётов. По показаниям пленных в ротах большинства дивизий осталось в строю по 20 человек. «Лучше трижды побывать в Севастополе, чем оставаться здесь», — говорили пленные.

Бойцы и командиры Красной Армии своими контратаками и двумя крупными наступлениями защитили жителей осаждённого города. Ленинград продолжал жить, работать и сражаться. «Ещё до весенней (весны 1942 года — Л. М.) распутицы на Ладоге в Ленинград доставили более 300 тысяч тонн всевозможных грузов и вывезли оттуда около полумиллиона человек, нуждавшихся в уходе и лечении», — пишет К. А. Мерецков.

В навигацию грузы продолжали доставляться водным транспортом по Ладожскому озеру и при необходимости самолётами. Количество доставляемых грузов соответствовало возможностям водного транспорта озера, включая корабли Ладожской военной флотилии и в целом Северо-Западного речного пароходства. Надо отметить, что степень риска как зимнего, так и летнего пути по озеру преувеличена — этот путь не превышал 25 километров и был надёжно защищён от авиации и наземных войск противника.

«Летом Ленинград получил первые тонны жидкого топлива по 25-километровому трубопроводу, проложенному по дну Ладоги. Позже по подводному кабелю сюда стал снова поступать ток с частично восстановленной Волховской ГЭС. Это позволило ряду предприятий возобновить производство военной продукции», — указывает К. А. Мерецков.

Таким образом, в 1941—1942 годах армия и правительство делали всё возможное для снабжения города и Ленинградского фронта, защиты жителей Ленинграда и прорыва блокады по суше.

Продолжение следует…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: