Что такое красивые женские руки? Часть 2: в тисках перчатки и под слоем маникюра
Были времена, когда для женщины появляться на публике с обнажёнными руками считалось неприличным. Соответственно, дамская кисть стала играть роль эротического фетиша. Недаром французский поэт XIX века Теофиль Готье писал, что его эпоха «волновалась при виде высунутой ноги или тесно облегающей перчатки».
Наверное, никогда женская кисть не испытывала таких нагрузок, как в XIX веке. Перчатки стали не просто деталью одежды, а ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ деталью одежды — их носили все приличные люди, не исключая школьников и детей.
Появляться на публике с обнажёнными руками считалось неприличным. Соответственно, дамская кисть стала играть роль эротического фетиша. Недаром французский поэт XIX века Теофиль Готье писал, что его эпоха «волновалась при виде высунутой ноги или тесно облегающей перчатки». А Оноре де Бальзак даже написал целое эссе «Изучение нравов общества по перчаткам», где дама рассматривает перчатки и, подобно Шерлоку Холмсу, определяет по их виду и фасону привычки, общественное положение и характер обладателей.
В цене по-прежнему аккуратная дамская кисть, поэтому чем туже сидела перчатка, тем лучше. Придать руке особо изящную форму и гладкость лучше всего помогала лайка — тонкая, мягкая и тягучая кожа. Надеть лайковые перчатки было нелегко — для этого даже использовали специальное приспособление в виде прищепки. Одни, чтобы облегчить процесс, немного растягивали щипчиками кожу заранее, другие — посыпали кожу специальной пудрой. Пуговички и петельки на перчатках тоже приходилось застёгивать с помощью особого крючочка.
Стоит ли говорить, что за красоту приходилось платить нарушением кровообращения. Руки потели, немели, поэтому даже «одетыми» мёрзли зимой. Сняв перчатки, дамам приходилось некоторое время трясти руками, чтобы вернуть им нормальный кровоток.
Снимать перчатки на людях было не только неприлично, но и затруднительно. Поэтому дамы облачались в них дома ещё перед выходом.
Снимали эту деталь туалета очень редко: во время игры в карты, музицирования на пианино и трапезы (как добавлял автор «Советов по этикету» 1837 года, «если только их руки не настолько ужасны, чтобы скрывать их от чужих глаз»). По окончании процесса перчатки нужно было сразу же надеть.
Понятно, что браслеты, перстни и кольца обычно носили поверх перчаток. Лишь обручальное кольцо обязательно надевалось на голую руку. Поэтому перед алтарём правые перчатки снимались и передавались подружке невесты. Этот обычай сохранился и по сей день.
Чистота перчаток была ещё одним важным элементом приличия в XIX веке. Так как в ходу были перчатки светлых оттенков, то считалось, что одну пару можно надеть не более одного раза (настолько быстро терялся их достойный вид). Как говорили тогда: «Белоснежные перчатки были знаком того, что человек делает всё от себя зависящее». Неудивительно, что богатые люди меняли перчатки по 5−6 раз в день (откуда и пошло выражение «менять, как перчатки» — т. е. часто) и заказывали их сразу целыми коробками.
Мужчины должны были обязательно снимать перчатку при рукопожатии, дамы — нет. Поцеловать обнажённую кожу женской руки, отогнув край перчатки, было дозволено только близким людям и друзьям. Если же дама давала мужчине для поцелуя полностью обнажённую руку — это значило очень и очень многое. При этом между самими женщинами подавать на прощание руку без перчатки считалось вполне позволительным.
Постоянное присутствие перчаток превратило их в своеобразные «семафорные» флажки. Дамы могли, не раскрывая рта, выразить свою благосклонность или неприязнь к собеседнику.
Так «нечаянно» оброненная перчатка означала «да». Если падали обе перчатки, это было равносильно признанию в любви. Если дама хотела сказать «нет», она теребила перчатки рукой, досаду и неудовольствие выражала сильным ударом перчатками по руке, а свою ненависть демонстрировала выворачиванием перчаток на изнанку. Шутливый удар перчатками по левому плечу означало «Не уходите», накручивание их на палец — «За нами следят», нежное поглаживание — «Хочу быть с вами, хочу с вами поговорить», а похлопывание по подбородку — «Я люблю другого».
Анна Ахматова:
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки…
Всё изменилось в революционные 1920-е годы, когда перчатки неожиданно почти полностью вышли из моды. Тогда же появились и коктейльные платья, полностью лишённые рукавов. Если раньше загорелые руки считались уделом простонародья, то теперь, напротив, загар стал очень модным. Он говорил о том, что женщина ведёт активный спортивный образ жизни и посещает курорты.
Однако с середины 1930-х мода на длинные перчатки возрождается и достигает пика в 1940−50-е годы. Произошло это благодаря шикарным голливудским кинодивам, а также модельеру Кристиану Диору, который привязал эту деталь туалета к своему «Новому образу».
После Второй мировой войны перчатки вновь стали атрибутом приличной дамы — теперь они были доступны почти всем слоям населения. Нередко их делали из того же материала, что сумочку и платье. Правда, дамский этикет стал более щадящим. Женщина приходила на «коктейльную» вечеринку в перчатках, но потом могла сразу их снять и носить в руках.
Однако пришли 1960-е годы, и бунтующая молодёжь объявила эту деталь гардероба «буржуазной» и устаревшей. С этого момента перчатки окончательно теряют свой «культовый статус» и становятся, прежде всего, утилитарной вещью. Особо шикарные перчатки стало принято надевать лишь на светские рауты, церемонии, званые обеды, правительственные приёмы — да и то далеко не всегда.
Рукава в ХХ веке также утратили то декоративное самоценное значение, которое было характерно для предыдущей эпохи. В 1940-е очередной расцвет пережили рукава-буфы, которые у нас прозвали «фонариками» (после этого они вернулись в моду лишь в 1980-е — см. свадебное платье принцессы Дианы). В те же сороковые и восьмидесятые был популярен покрой «летучая мышь», возникший ещё в начале века под влиянием восточной моды. А в 1970-е в ходу были короткие «порхающие» рукава, ниспадающие с плеча волнами.
Впрочем, со второй половины ХХ века разные фасоны могут сосуществовать одновременно и быть одинаково модными.
ХХ век — это также и век расцвета маникюра. В XIX веке за ногтями ухаживали, но отращивать и красить их считалось вульгарным. Собственно, и надёжные лаки для ногтей появились лишь в 1920-е годы после изобретения краски… для автомобилей (до этого лак держался на ногтях не дольше дня). Первые лаки были красными и розовыми, а маникюр «лунным» (с неокрашенными лункой и кончиком ногтя). В 1930-е незакрашенной оставляли уже одну лунку. Тогда же зарождается традиция сочетать лак и помаду одного оттенка. В 1950-е появляются надёжные накладные ногти из акрила.
Если с 1940-х годов популярны яркие длинные овальные ногти, то в 1960-е маникюр становится «спокойнее»: короче и приглушённее. В первой половине 1970-х в моде в моде прямоугольная форма ногтей с острыми углами, во второй половине 70-х — их форма закругляется, а длина растёт.
В 1978 году Джеф Панк изобретает знаменитый «французский маникюр», когда кончики ногтей окрашиваются в белый цвет, а остальная часть покрывается лаком естественных оттенков. Говорят, произошло это по просьбе голливудских актрис, которые устали перекрашивать ногти перед каждой новой сценой и попросили придумать маникюр, подходящий любой одежде.
В «крикливые» 1980-е популярность обретают лаки ярких кислотных оттенков — от фуксии до ярко-жёлтого. В 1990-е в обиход входит ранее «маргинальный» чёрный лак. А уж в 2000-е над ногтями экспериментируют, кто во что горазд. Распространяется целое искусство раскрашивания ногтей узорами и картинками — нейл-арт. При этом особо ленивые могут обойтись специальными «переводками».
Анекдоты:
Звонок телефона. Трубку снимает маленький мальчик. — Здравствуй, Васенька, позови, пожалуйста, маму. — Она не может подойти. Она совершенно беспомощна. — Неужели заболела? — Нет. У нее маникюр еще не высох.
Хороший маникюр может украсить не только руки женщины, но и лицо мужчины!
Сделала маникюр, пошла кушать готовить, заодно почистила раковину, разморозила холодильник, помыла полы… пойду теперь маникюр сделаю…
Макияж… маникюр… педикюр… эпиляция… Эээх!!!
А в детстве — завязала бантик на голове… и уже КРАСАВИЦА.