Программа нематериальной мотивации персонала: как поднять производительность труда на должный уровень?
Мотивировать персонал компании можно не только увеличением зарплаты, штрафами и премиями. Руководителями успешных предприятий накоплен богатый арсенал способов нематериальной мотивации сотрудников. Методы нематериального поощрения работников рассмотрены в статье с точки зрения удовлетворения потребностей по пирамиде Маслоу.
Поощрять сотрудников компании к повышению производительности труда, эффективности решения задач, обучению и соблюдению правил компании можно не только премиями и штрафами. Деньги в условиях кризиса на это не всегда есть, кроме того часто нематериальная мотивация оказывается более эффективной.
Мотивация — это стимулирование требуемого поведения работника компании. Материальная мотивация — это поощрение одобряемых поступков премиями и повышением заработной платы и наказание за неодобряемые поступки штрафами и снижением вознаграждения.
Не стоит недооценивать значение материальной мотивации — она является важнейшей частью программы стимулирования сотрудников, несмотря на наличие огромного арсенала иных средств. Нематериальная мотивация включает в себя все способы поощрения одобряемого поведения сотрудников, которые не связаны с деньгами: это и публичное признание заслуг, и создание комфортных условий труда и благоприятного психологического микроклимата в коллективе, и многое другое. Правила нематериальной мотивации
Программа нематериальной мотивации решает тактические задачи бизнеса.
Она охватывает все категории работников фирмы, а не только те, от которых непосредственно зависит прибыль.
В крупных организациях реализацией этой программы занимаются линейные руководители, хорошо знакомые с каждым членом коллектива.
Программа учитывает этап развития бизнеса: если для небольшой семейной компании, начинающей свой путь, достаточно заразить работников энтузиазмом, то для крупного и зрелого бизнеса требуется хорошо проработанная система признания заслуг.
Программа соответствует нуждам и потребностям работников фирмы.
Она постоянно обновляется, живёт в динамике. Без эффекта новизны вскоре наступит привыкание и даже самая продуманная программа мотивации перестанет работать. Пирамида Маслоу
Все потребности человека можно выстроить в виде пирамиды Маслоу: в её фундаменте лежат физические потребности, следующий уровень — потребности в защите и безопасности, затем идёт уровень социальных потребностей, далее — потребности в уважении и самоуважении, и, наконец, на вершине находятся потребности в самореализации.
Каждый человек имеет потребности, начиная от фундамента этой пирамиды и до некоторого уровня. Самым примитивным людям достаточно реализации только физических потребностей, самым высокоразвитым требуется реализация потребностей всех уровней пирамиды, включая самореализацию. Способы нематериальной мотивации
Каждый способ стимулирования направлен на реализацию одного из уровней потребностей пирамиды Маслоу. Рассмотрим наиболее эффективные способы мотивации для каждого уровня, начиная от основания до вершины пирамиды.
Уровень физических потребностей
Потребности этого уровня: еда, тепло, физиологические нужды, сон. Для их реализации создаются комфортные условия работы для сотрудников. В офисе или в цеху должно быть тепло, не душно, должен быть доступ к туалету и душевой, организовано питание, перерывы на отдых и сон, защита от непогоды, шума и т. п. Многое из этих требований регулируется Трудовым Кодексом и обязательно к исполнению, но кое-что компания может предложить своим сотрудникам в качестве поощрения за хорошую работу: гибкий график, дополнительные выходные дни, ранний уход с работы, бесплатные обеды, кофе-машина, чай, фрукты и другие угощения, доставка к месту работы и обратно на корпоративном транспорте и др.
Потребности в защите и безопасности
Для реализации этих потребностей нанимается охрана предприятия, предлагаются программы страхования жизни и здоровья, организуется медицинская помощь, юридические консультации и т. д.
Социальные потребности
Здесь прежде всего организуется нормальный психологический микроклимат в коллективе. Компания нанимает психолога, который разрешает назревающие конфликты, проводит тренинги, семинары, конкурсы и соревнования, корпоративные мероприятия по построению сплочённой команды, члены которой доверяют и помогают друг другу. Сюда же относятся такие методы, как помощь в личных и семейных делах, организация обратной связи, когда руководитель внимательно выслушивает своих подчинённых и советуется с ними.
Потребности в уважении и самоуважении
Для потребностей этого уровня существует широкий диапазон методов мотивации, начиная от простой благодарности со стороны руководства за небольшие услуги, обращения ко всем сотрудникам по имени (от уборщиц и сторожей до заместителей гендиректора), встреч с руководителем, именных подарков и красивого названия должностей (менеджер по клинингу вместо уборщицы) и заканчивая доской почёта для особо отличившихся работников, престижных командировок, участием в важных переговорах, информированием о достижениях на корпоративном сайте, присвоением почётных званий и наград и, конечно, повышением по службе.
Потребность в самореализации
Это наиболее высокий уровень потребностей, в которых нуждаются наиболее ценные сотрудники компании, которые предлагают новые идеи, создают научно-технический потенциал фирмы. Для них стимулирующими методами являются право выбора направления деятельности, руководство индивидуальными проектами, мотивирующие совещания, помощь в защите дипломов и диссертаций.
Итак, для каждого из уровней потребностей пирамиды Маслоу имеется свой богатый арсенал методов нематериальной мотивации, который может быть использован компанией для повышения эффективности труда. При выборе методов важно знать потребности как каждого члена коллектива в отдельности, так и всего коллектива в целом, а также потребности частей коллектива: отделов, цехов, подразделений, филиалов. Поэтому реализацией методов должен заниматься тот, кто хорошо знает потребности и возможности своих подчинённых — непосредственный руководитель.