Трюмная помпа - выбор и установка
Вроде бы простой незамысловатый механизм – трюмная помпа . Но он является неотъемлемым элементом системы безопасности. Многие думают, что на малом судне можно обойтись и без трюмной помпы и вычерпать воду обычным ведром или черпаком. Но для этого нужно ждать пока вода не достигнет определенного уровня, чтобы ее можно было вычерпать ведром. И в критической ситуации это не безопасно. Поэтому трюмная помпа и в аварийной ситуации спасет и на стоянке откачает дождевую воду. Остается лишь разобраться какую трюмную помпу выбрать и как ее установить.
Самыми распространенными являются электрические центробежные трюмные помпы. Такая трюмная помпа, представляет собой пластиковый колокол, в котором находится электродвигатель. На валу двигателя имеется пластиковая крыльчатка. Вращаясь она нагнетает воду в отводящий патрубок, откуда через шланг вода отводится за борт. Нижняя решетчатая часть помпы служит фильтром и защищает крыльчатку от засорения. Обычно она бывает съемной (для очистки) и почти всегда имеет отверстия либо ушки, с помощью которых помпу можно закрепить винтами.
Большинство центробежных помп, качают воду только тогда, когда крыльчатка покрыта водой, и поэтому они не способны полностью осушить трюм – всегда остается 1 – 2 см. воды. Поэтому помпу необходимо устанавливать в углублении самой низкой точки трюма либо применять самовсасывающие типы помп. Нужно отметить. Что все центробежные трюмные помпы не могут поднять воду на большую высоту. При высоте подъема шланга на 1 метр, производительность любой центробежной помпы снижается на 30%.
Помпы бывают производительностью от 20 до 180 литров в минуту. Какую из помп выбрать? Трюмные помпы производительность которых 20-30 литров в минуту являются вспомогательными и служат для удаления дождевой воды, и попадающим в лодку брызг. Трюмные помпы производительностью 50 литров в минуту за пол минуты будут удалять из лодки 2 ведра воды. Конечно, есть смысл приобретать две помпы. Одну небольшую дежурную, другую мощную аварийную. Но нужно учесть, что мощные трюмные помпы потребляют до 200-250 ватт электроэнергии и могут перегрузить генератор маломощного подвесного мотора
При дефиците электрической мощности лучшим решением будет приобретение ручной диафрагменной помпы. Рабочим элементом в такой помпе является резиновая или неопреновая диафрагма связанная с рычагом. Диафрагма растягивается и увеличивает объем рабочей камеры помпы при подъеме рычага. Одновременно открывается выпускной клапан и в помпу поступает вода. При опускании рычага, объем рабочей камеры сокращается, впускной клапан закрывается. Выпускной клапан открывается, вода закачивается в выпускной шланг. Такие помпы обладают производительностью до 60 литров в минуту. Все они являются самовсасывающими и развивают значительный напор.
Для судов регулярно выходящих на большую воду, желательно наличие и ручной и электрической помпы
Для небольших открытых лодок можно рекомендовать также и другой тип ручных трюмных помп. Это насосы поршневого типа, похожи на шприцы большого размера. Они не устанавливаются стационарно, но не обладают высокой производительностью.
Совершенно не заменимыми в ряде ситуаций являются самовсасывающие электрические помпы, диафрагменного, шестеренчатого, импеллерного типа.
В электрических диафрагменных помпах, вместо ручного рычага, диафрагма приводится в движение электромотором. Эти помпы являются самовсасывающим, создают большой напор и терпимы к мелкому мусору. Они могут долго работать в отсутствие воды без вреда для диафрагмы и клапана.
Шестеренчатые насосы состоят из двух вращающихся на встречу друг другу бронзовых шестерней. Такие помпы развивают большой напор до 10-15 метров. Но твердые частицы мусора, попав в зазор между шестернями, приводят к заклиниванию помпы. Все помпы шестеренчатых насосов должны снабжаться хорошими фильтрами. Они могут работать и без воды, но не долго, так как длительное отсутствие воды может привести к износу валов и шестерней.
Импеллерные помпы нагнетают воду с помощью импеллера, резиновой или неопреновой крыльчатки. Импеллерные помпы самовсасывающие, создают напор до 4 метров, терпимо относятся к мелкому мусору. При наличие в воде механических примесей, увеличивается износ крыльчатки и корпуса трюмной помпы, но из строя механизм не выходит. Главный недостаток, невозможность работы без воды, отсутствие воды всего 20-30 секунд может привести к повреждению импеллера.
Самыми распространенными являются электрические центробежные трюмные помпы. Такая трюмная помпа, представляет собой пластиковый колокол, в котором находится электродвигатель. На валу двигателя имеется пластиковая крыльчатка. Вращаясь она нагнетает воду в отводящий патрубок, откуда через шланг вода отводится за борт. Нижняя решетчатая часть помпы служит фильтром и защищает крыльчатку от засорения. Обычно она бывает съемной (для очистки) и почти всегда имеет отверстия либо ушки, с помощью которых помпу можно закрепить винтами.
Большинство центробежных помп, качают воду только тогда, когда крыльчатка покрыта водой, и поэтому они не способны полностью осушить трюм – всегда остается 1 – 2 см. воды. Поэтому помпу необходимо устанавливать в углублении самой низкой точки трюма либо применять самовсасывающие типы помп. Нужно отметить. Что все центробежные трюмные помпы не могут поднять воду на большую высоту. При высоте подъема шланга на 1 метр, производительность любой центробежной помпы снижается на 30%.
Помпы бывают производительностью от 20 до 180 литров в минуту. Какую из помп выбрать? Трюмные помпы производительность которых 20-30 литров в минуту являются вспомогательными и служат для удаления дождевой воды, и попадающим в лодку брызг. Трюмные помпы производительностью 50 литров в минуту за пол минуты будут удалять из лодки 2 ведра воды. Конечно, есть смысл приобретать две помпы. Одну небольшую дежурную, другую мощную аварийную. Но нужно учесть, что мощные трюмные помпы потребляют до 200-250 ватт электроэнергии и могут перегрузить генератор маломощного подвесного мотора
При дефиците электрической мощности лучшим решением будет приобретение ручной диафрагменной помпы. Рабочим элементом в такой помпе является резиновая или неопреновая диафрагма связанная с рычагом. Диафрагма растягивается и увеличивает объем рабочей камеры помпы при подъеме рычага. Одновременно открывается выпускной клапан и в помпу поступает вода. При опускании рычага, объем рабочей камеры сокращается, впускной клапан закрывается. Выпускной клапан открывается, вода закачивается в выпускной шланг. Такие помпы обладают производительностью до 60 литров в минуту. Все они являются самовсасывающими и развивают значительный напор.
Для судов регулярно выходящих на большую воду, желательно наличие и ручной и электрической помпы
Для небольших открытых лодок можно рекомендовать также и другой тип ручных трюмных помп. Это насосы поршневого типа, похожи на шприцы большого размера. Они не устанавливаются стационарно, но не обладают высокой производительностью.
Совершенно не заменимыми в ряде ситуаций являются самовсасывающие электрические помпы, диафрагменного, шестеренчатого, импеллерного типа.
В электрических диафрагменных помпах, вместо ручного рычага, диафрагма приводится в движение электромотором. Эти помпы являются самовсасывающим, создают большой напор и терпимы к мелкому мусору. Они могут долго работать в отсутствие воды без вреда для диафрагмы и клапана.
Шестеренчатые насосы состоят из двух вращающихся на встречу друг другу бронзовых шестерней. Такие помпы развивают большой напор до 10-15 метров. Но твердые частицы мусора, попав в зазор между шестернями, приводят к заклиниванию помпы. Все помпы шестеренчатых насосов должны снабжаться хорошими фильтрами. Они могут работать и без воды, но не долго, так как длительное отсутствие воды может привести к износу валов и шестерней.
Импеллерные помпы нагнетают воду с помощью импеллера, резиновой или неопреновой крыльчатки. Импеллерные помпы самовсасывающие, создают напор до 4 метров, терпимо относятся к мелкому мусору. При наличие в воде механических примесей, увеличивается износ крыльчатки и корпуса трюмной помпы, но из строя механизм не выходит. Главный недостаток, невозможность работы без воды, отсутствие воды всего 20-30 секунд может привести к повреждению импеллера.
Отзывы и комментарии