Путешествия по России. Что нужно знать про экскурсии в «высокий» туристический сезон?

В сезон отдыха и туристических поездок актуальными становятся всевозможные экскурсии. В России в этой сфере туристического кластера, как и во многих других, есть что совершенствовать.

Нередко бывает так, что важная информация об экскурсии, льготах отдельным категориям граждан организаторами культурных мероприятий — фирмой или частным лицом — не анонсируется (или намеренно скрывается). Эта ситуация провоцирует вопросы: что необходимо предпринять гражданину, желающему посетить памятник старины или объект культурного наследия по желанию своему благому и непринужденному в том сложном, но весьма часто повторяющемся в наше турбулентное время случае, когда «путевки» не оформляются, квитанции не выдаются, следовательно, собираются деньги в обход налоговой отчетности? И как сделать так, чтобы права (статус льготника) принимались во внимание организаторами экскурсий? Сложность ситуации в ее массовости.

В «высокий» туристический сезон, когда в целях заработка активизируются горе-предприниматели, вам могут предоставить услуги, не вполне законные или вовсе не имеющие никакого отношения к экскурсиям, если вы обратитесь в фирму, не подтверждающую своих полномочий. Об ответственности организатора в такой ситуации вообще не идет речи.

Договариваясь о смыслах, назовем экскурсию услугой. Отношения потребителя, заказчика экскурсии и лиц, ее обеспечивающих, по закону должны быть закреплены документально, но обычно этого не происходит. Такие «фирмы» широко распространены, поскольку создать рекламный материал на сайте или в группе в социальных сетях может каждый школьник. Сейчас так делается бизнес: программа экскурсий анонсируется, но каких-либо документов по отчетности (билетов, путевок) взамен отданных организаторам денег не дают, хоть вы и спросите. Это первый признак того, что вы обратились к «частникам», пестующим свой бизнес, нанимающим автобусы и гидов. Вывести их на «чистую воду» не сложно.

Частники, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг (в том числе и в туристской сфере), должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или иного юридического лица в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского кодекса РФ) и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе — в соответствии со ст. 83, 84 Налогового кодекса РФ.

При этом если физическое лицо при отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя самостоятельно осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания услуг, то в отношении данной деятельности суд может возложить на него все предусмотренные такими сделками обязательства. Также суд может привлечь к налоговой, административной и даже уголовной ответственности (п. 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Как потребитель услуг (гражданин, покупатель), вы вправе попросить у предпринимателя, продавца услуги, копии документов, дающих ему право заниматься данным видом предпринимательской деятельности. А в случае отсутствия документов и (или) отказа в их предоставлении, вы можете сами отказаться от туристической услуги и обратиться с жалобой в полицию. Функции в части контроля и надзора за правомочностью работы субъектов предпринимательской деятельности предоставлены этому органу правопорядка.

Однако, отказываясь от экскурсионной программы, желая восстановить справедливость, вы можете потерять саму возможность приобщиться к культуре, особенно в том случае, когда в области конкретной экскурсии у ее организаторов нет конкурентов, а у вас, соответственно, альтернатив. Поэтому, что делать в конкретном случае — решать только вам.

Федеральным законодательством определены порядок и категории лиц, которым предоставлено право бесплатного посещения музеев в Российской Федерации. Интересно, что действующие монастыри и храмы не входят в перечень музеев, а являются религиозными организациями. И посещая эти заведения, вы не вполне приобретаете статус экскурсанта, а скорее — паломника, со многими интересными особенностями. К примеру, сбор денег с паломников за организационные услуги по посещению монастырей обеспечивают паломнические службы, которые есть сегодня практически при каждом действующем монастыре. И этот сбор называют «пожертвованием», а его минимальную ставку — фиксируют и объявляют как цену услуги. Отсюда право льгот и преференций при паломнических поездках определяется в соответствующих паломнических службах, но не законами государства.

Что касается музеев как таковых, то лицам, не достигшим восемнадцати лет гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц, а лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц (обоснование — ст. 12 Закона Р Ф от 09.10.1992 г. № 3612−1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»).

Право на бесплатное и внеочередное посещение государственных музеев, картинных галерей, выставочных залов и центров, размещенных в них экспозиций, выставок и ярмарок предоставлено героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы — без ограничений по количеству посещений (ст. 7 Закона Р Ф от 15.01.1993 г. № 4301−1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»).

Для многодетных семей (п. 1 Указа Президента Р Ф от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержке многодетных семей») предусмотрено установление одного дня в месяц — для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Дополнительные затраты по обеспечению бесплатного посещения музеев один раз в месяц покрываются за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения. На практике это фактически не действует, поскольку достоверно контролировать количество посещений многодетной семьи или ее членов, к примеру, большого паркового ансамбля с несколькими входами на его территорию, нелегко.

Статьей 52 Закона Р Ф от 09.10.1992 г. № 3612−1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» предусмотрена возможность установления льгот организациями культуры (в том числе музеям) при организации платных мероприятий для: детей дошкольного возраста; учащихся; инвалидов; военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается Правительством Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации — органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления. Порядок установления льгот устанавливается приказом руководителя организации культуры.

Плата за посещение музея (входной билет) не всегда является оплатой за посещение платного мероприятия, проводимого на его территории. Соответственно, на установление льгот при посещении музея положения указанных законов не распространяются.

Интересно, что для ветеранов боевых действий устанавливается преимущественное (не бесплатное) и внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания (Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ). Ветераны боевых действий относительно молоды, и посещение бассейнов для них является востребованной процедурой; они могут рассчитывать на преференции, установленные законами нашей страны.

А другие льготники и граждане без льгот, прочитав статью, могут проанализировать ситуацию с учетом реалий и законных оснований для тех или иных возможностей, которые в летний сезон окружают нас практически повсюду.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: