Чем национальная платежная система ответит за сохранность наших денег?
В последнее время пристальное внимание было приковано к проекту по созданию национальной платежной системы (НПС), что крайне актуально для проживающих на территории России граждан, ибо так или иначе мы окажемся в нее вовлечены. Воодушевляет и пугает одновременно.
Известный своей эффективностью метод кнута и пряника изначально пронизывал насквозь проект федерального закона, его направленность на внутренний рынок трактовалась однозначно, и тем не менее рассмотреть его более пристально сейчас самое время.
Перед государством стояла дилемма: НПС надо было организовать быстро, в то же время не расшатав зыбкое, конкурирующее банковское сообщество. Как известно, платежная система как таковая уже была создана Сбербанком, но когда речь зашла о создании системы общенационального масштаба, другие банки, естественно, выступили категорически против того, чтобы оказаться под заботливым крылом Сбербанка.
Тем не менее времени на дебаты не было, государственные интересы предстояло обеспечить быстро, и «то, о чем так долго говорили большевики…»
Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 112-ФЗ внесены изменения в ФЗ «О национальной платежной системе». Как и чем будут обеспечены наши права по распоряжению личными денежными средствами, аккумулированными на платежных картах, в рамках НПС?
Здесь наблюдается два направления мер:
1. Защита информации.
Мысль сводится к недопущению утечки информации о движении денег за рубеж. Отсюда и ряд требований к тем организациям, которые будут вовлечены в процесс. Зарубежные Виза и Мастеркард также смогут оставаться участниками процесса, при условии, что приведут свою деятельность в соответствие с российским законом.
Представители Визы уже выразили готовность продолжать сотрудничество. Тем не менее, в случае чего, держатели вышеупомянутых карт не могут уповать на то, что они не были предупреждены. Я бы не рекомендовала гражданам держать значимые суммы на этих картах вплоть до полного прояснения ситуации.
Иностранные граждане и организации могут лишиться банковских счетов в банках Российской Федерации, если законы их родной страны требуют передачи за рубеж информации об открытых этому лицу счетах на территории РФ и операциях по ним.
2. Непосредственно обеспечение прав граждан.
Главным оператором национальной системы платежных карт (НСПК) будет некое открытое акционерное общество, собственником которого на первых порах будет являться исключительно Банк России. Впоследствии доля Банка России будет падать, а на его место придут другие собственники, чья доля не сможет превысить 10%. В случае падения доли Банка России на 50%, он приобретет специальное право на управление оператором. Таким образом, полного отделения НПС от государства не будет.
Банк России проанализирует деятельность банков и определит тех, кого он считает национально значимыми на рынке платежных услуг, в т. ч. национально значимые платежные системы. Одним из критериев отбора является соответствие информационных технологий банка требованиям Банка России к защите информации, к разработчику программ (им должна быть российская организация), к качеству материальных носителей платежных карт.
Такие организации обяжут войти в НПС. То есть все крупные банки будут работать в рамках НПС.
Все прочие банки, которые не будут признаны значимыми, должны будут внести на специальный счет в Банке России некий обеспечительный взнос. О нем чуть ниже.
Крупных и средних предпринимателей, обслуживающих потребителей, обяжут использовать НСПК. За невыполнение этого требования будет установлен административный штраф до 30 тыс. руб. на должностное лицо и до 50 тыс. руб. на юридическое.
То есть абсолютно все торговые точки, кроме ярмарок и прочих площадок, где торговля идет исключительно за наличный расчет, а также узкоспециализированных организаций с небольшим оборотом, будут применять пластиковые карты НПС.
При этом за покупателем сохраняется право использовать наличный расчет. Закон запрещает ставить цену товара в зависимость от способа его оплаты, цена товара должна остаться неизменной, вне зависимости от того, как за него платят.
Главный оператор НСПК будет устанавливать тарифы, в том числе за обслуживание карт. Любое изменение тарифов, а также введение новых тарифов будет согласовываться с Банком России не позднее чем за 120 дней до их введения. Предполагается, что этого времени будет достаточно, чтобы Банк России проанализировал тарифы и как-то на них отреагировал.
Правила платежной системы, включая тарифы и иные виды платы за услуги в рамках НПС, должны быть размещены в открытом доступе.
Закон запрещает операторам услуг платежной инфраструктуры в одностороннем порядке приостанавливать (прекращать) оказывать услуги участникам НПС и их клиентам.
В случае если такое произойдет, то на операторов национально значимых платежных систем будет наложен штраф до 10 млн. рублей за каждый день приостановления или прекращения оказания услуг.
Для операторов платежных систем, не являющихся национально значимыми, будет наложен штраф в размере 10% от обеспечительного взноса за каждый день.
Для должностного лица, ответственного за приостановку, вводится штраф до 1 млн руб. О любом сбое в оказании услуг Банк России должен быть уведомлен в тот же день.
Таким образом, мы видим, что закон достаточно жестко реагирует на возможные сбои в работе НСПК, полностью исключая любой произвол со стороны банковского сектора, любое давление извне, за исключением давления непосредственно государства.
А что дальше? Можно предположить, что в целях наполнения платежной системы все бюджетные средства будут переводиться только в ее рамках. Флагманы отечественного бизнеса, особенно с долей государства, однозначно перейдут на использование НСПК. Ну и нам, суденышкам поменьше, ничего не остается, как плыть за большим кораблем в его кильватере. Так что, как ни крути, без нас драки точно не будет.