Может ли поезд стать альпинистом?
Есть страны, не имеющие железных дорог. Одна из причин их отсутствия — горы. Они всегда перед «дорожниками» ставили трудноразрешимую проблему. Там, где горы были в виде холмов, пытались прежде для взятия паровозами подъемов подсыпать под колеса песок. Помогал он не всегда. Кардинальное решение нашлось только с добавлением в колею третьего рельса. Что же он собой представляет?
По своей сути это даже и не рельс как таковой, а металлическая планка (рейка). Но внешне она похожа на рельс толщиной и высотой. Так появилась зубчатая железная дорога для горных местностей. В энциклопедиях о ней написано следующим образом: «Зубчатая железная дорога — особый вид железной дороги, отличающийся от обычной наличием зубчатой рейки (рельса). Зубчатый рельс прокладывается обычно посередине между двумя обычными рельсами. Соответственно, подвижной состав таких железных дорог оборудован зубчатым колесом. Поезда зубчатых железных дорог могут преодолевать гораздо большие подъёмы, чем на обычных железных дорогах. Самая крутая зубчатая железная дорога в мире — Pilatusbahn, ведущая на вершину горы Пилат (Швейцария, рядом с Люцерном). Уклон этой дороги достигает 48 процентов!».
Железная дорога Pilatusbahn, пожалуй, и самая экстремальная в мире. Она соединяет город Альпнахштадт с вершиной горы Пилатус. Время в поездке — полчаса. Дорога идет по самым краям скал, и местами вагончик при движении ощутимо выступает за край дороги. Ощущение при этом — захватывающее дух. Курсируют десять небольших красных вагончиков. В каждом из них помещаются сорок пассажиров. Крутые подъемы чередуются с не менее крутыми спусками. Словом, фантастика!
Изобретателями были придуманы разные типы зубчатых зацеплений. Самые известные из них — Marsh, Abt, Locher, Riggenbach, Strub и Von Roll. Больше всего зубчатых железных дорог в Швейцарии — двадцать! А одна из самых старых находится в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Построена она была в 1884 году.
Протяженность большинства зубчатых железных дорог исчисляется несколькими километрами. Это объясняется тем, что основная задача таких дорог — не перевозка грузов, а доставка туристов к наиболее красивым местам — на склоны и даже вершины гор.
Трехрельсовая железная дорога появилась в виде идеи, вообще-то, случайно. В 1812 году английским инженером Мурреем по патенту Бленкисопа был построен зубчато-колесный паровоз, поскольку высокопоставленный чиновник усомнился в возможности гладких колес паровоза ехать по гладким рельсам. Короче, благодаря казусу потом началось и строительство зубчатых горных дорог.
Трехрельсовые зубчатые железные дороги пригодились не только в горной местности, но и там, где требуется значительное тягловое усилие для перемещения больших объемов неразделимых грузов. Например, на Панамском канале электровозы, тянущие за собой суда, идут по трехрельсовой колее с зубчатой рейкой посередине. В России приближенный аналог такой дороги имеется на Красноярской ГЭС — принцип реализован в судоподъемнике.
В какой-то мере условно к зубчатым железным дорогам можно отнести и отдельные фуникулеры. Они бывают двухрельсовые, трехрельсовые и четырехрельсовые. В упомянутой уже Швейцарии некоторые фуникулеры представляют собой как раз вариант горной железной дороги с использованием дополнительного зубчатого рельса.